Alexey Zabolotnov (z_alexey) wrote,
Alexey Zabolotnov
z_alexey

Как это работает: библиотека с точки зрения книги



Пожалуй, каждый из нас хоть раз был в библиотеке и примерно представляет, как она работает. А давай посмотрим, как на самом деле работает библиотека, узнаем какой путь проходит книга перед тем, как попадет в руки к читателю. Заглянем в комнаты, в которые закрыт доступ обычным читателем, в т.ч. попадем в самое секретное помещение (в которое даже не все сотрудники библиотеки имеют доступ) – в книгохранилище, а также узнаем, как книги доставляются в читальный зал.



02. Итак, читатель идет в Национальную библиотеку:



03. И сразу же попадаем на стойку регистрации, на которой ему оформляют читательский билет (стоимость символическая, всего 50 рублей за 5 лет):



04. Читательский билет отличается от того, что было лет 15 назад, главное отличие - это наличие штрих-кода



05. Прикладываем билет и проходим и отправляемся в нужный читальный зал:



06. Но перед тем, как попасть в читальный зал, давайте познакомимся с отделом, куда поступают все новые книги. Этот сектор научной обработки документов:



07. Информация по всем новым книгам обязательно вносится в компьютерную программу - каталогизатор, все это делается вручную:



08. Каждый сотрудник в день обрабатывает примерно по 20-30 книг (да-да, у них есть свой месячный план). На сегодня в электронном каталоге Национальной библиотеки порядка: 485 000 записей! Вот такая очередь на внесение:



09. Обратите внимание сколько полей необходимо заполнить по каждой книге:



10. Кстати, здесь же ставится штамп на ту самую 17-ую страницу:



11. Кроме этого на каждую книгу наклеивается уникальный штрих-код и присваивается внутренний номер:



12. Далее книги передаются в следующий отдел, задача которого максимально полно описать каждую книгу, чтобы читатель или библиограф смогли найти нужную книгу:



13. Вот книга "Мерцание эльфийского портала", о чем она? Вот и я не знаю, и если бы этот отдел не внес подробную информацию в программу, то никогда никто ее и не нашел бы:



14. Каждая книга имеет три кода. Самый нижний код "1311430" - это внутренний код книги внутри этой библиотеки, его присвоили в предыдущем отделе. А два верхних кода присваиваются в соответствии с общепринятой библиотечно-библиографической классификацией:



15. Раньше библиотечные карточки передавались из Москвы:



16. Сегодня же их печатают на месте:



17. Библиотечная карточка содержит нужную информацию по книге, в обязательном порядке содержит нужные коды, по которым сотрудники библиотеки смогут найти ее:



18. Итак, вернемся в читальный зал. В Национальной библиотеке они разделены по тематикам. Читатель, используя алфавитный каталог, находит карточку по нужной книге:



19.  и записывает ее внутренний номер, автора и название книги:



20. По этой информации сотрудник библиотеки ищет книгу. Часть книг (самые востребованные) хранятся здесь же в читальном зале, а остальные находятся в книгохранилище. Если нужная книга находится в книгохранилище, то сотрудник отдела отправляет запрос на доставку. Запрос отправляется через компьютер (а раньше такие запросы записывались на бумажку, сворачивали в "шпульку" и кидали по специальной трубе вниз) :)



21. Книгохранилище находится в подвальном помещении здания, и мы отправляемся туда отслеживать, как будет обработан наш запрос:



22. Книгохранилище разбито на несколько отдельных кабинетов (сделано это в целях безопасности). Здесь установлены специальные противопожарные системы, которые тушат пожар мелким-мелким распылением, чтобы не повредить книги. После такого тушения книги сушатся простым проветриванием:



23. Для хранения книг важно соблюдать определенную температуру и влажность, за этим следит автоматизированная система:



24.



25. Стеллажи с книгами расположены на рельсах, и легким вращением рукоятки их можно передвигать:



26.



27. По этим номерам сотрудник находит нужный стеллаж и далее уже ищет нужную книгу. При этом в книгохранилищах книги не группируются по категориям или алфавиту, они идут вперемешку и упорядочены лишь по внутреннему номеру:



28. Поэтому задача читателя верно переписать нужный номер. Если читатель неверно переписал номер и сотрудник не может найти нужную книгу, то он начинает искать ее по компьютерной базе, пытаясь определить правильный номер книги (по названию, автору и т.п.). Поэтому если Вам долго не приносят книгу, то не ругайтесь, а наоборот поблагодарите сотрудника за помощь (ведь скорее всего вы сами виноваты) :)



29. По территории всей библиотеки проложены рельсы, по которым передвигаются тележки телелифта:



30. Нужная книга кладется в тележку:



31. На сенсорном экране указывается номер тележки и название отдела, куда она должна доставить эту книгу:



Кнопкой "ОК" подтверждаем наше задание и книга отправляется в нужный отдел. Посмотрите коротенькое видео:


32. Шахта телелифта:



34. Кстати, как работает телелифт может наблюдать любой читатель библиотеки, т.к. часть трассы проходит по коридору:



33. Умная система автоматически подсказывает сотруднику, что у него заканчиваются пустые тележки и предлагает заказать парочку. Заказываем и через пару минут она приезжает:



35. Возвращаемся в читальный зал, куда уже доставлена нужная книга.



36. Все компьютеры в читальных залах снабжены сканером, с помощью которого сначала сканируется читательский билет, а затем книга - таким образом в программе фиксируется, что книга выдана читателю. При возврате проделываются аналогичные операции и книга снимается с читателя:



37. Получив нужную литературу, можно отправляться в читальный зал:



Вот так книга попадает к читателю. Это лишь первая часть рассказа о Национальное библиотеке. В следующий раз пройдемся по другим отделам и познакомимся с их работой. Поверьте, там очень много интересного!
Огромное спасибо Даше Рябцевой, которая провела эту экскурсию и всем сотрудникам Национальной библиотеки Чувашской Республики. И спасибо aofedorov за контакты :)


Вам слово:
Друзья, а когда вы в последний раз были в библиотеке?



Сделать репост или поставить лайк:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Молодец.
В прошлом году тоже хотел такой пост сделать, но руки не дошли
Идей полно, где бы время найти на все...
Крутая штука эти библиотеки оказывается. Я даже не помню когда в последний раз мне там что-то нужно было. Наверное лет 15 назад, когда я методички и книги после окончания вуза сдавал, чтобы в обходном отсутствие задолженностей отметить :)
Да я и сам последний раз был в студенческие годы

lexzag

3 years ago

aofedorov

3 years ago

вспомнил, как я рылся в закромах библиотек, читая фотокниги :)
Круто!
Алексей, отличный пост. Тем более, что написано в профессиональный праздник. В Национальной Библиотеке классно http://ideafor.info/?p=5333

Сегодня можно много слышать о том, что нет читателей, библиотеки не нужны. Но это только на поверхности. А внутри ежедневно ведется огромная работа по систематизации, каталогизации, предметизации. Спасибо!
Работы там действительно много делается. С момента последнего посещения библиотеки там переделали абсолютно все.

Deleted comment

Про количество записей информацию взял с офиц.сайта. Там они еще разбиты был отдельно периодика, отдельно книги, я просто сложил их в одно значение.

Тонкостей не знаю, но может у них там фильтр по отделу стоял, поэтому например показывалось значение 43 тыс. ?

Deleted comment

milli_one

3 years ago

z_alexey

3 years ago

Deleted comment

milli_one

3 years ago

самое интересное, что я читал в последнее время. суперский пост.

не знал, что столько труда требуется, чтобы внести книгу в каталог и сделать для нее описание. даже боюсь себе представить, что делали в то время, когда о компьютерах даже не слышало
Джавид, спасибо!!!
Компьютеры, конечно в этом деле очень хорошо помогают.

aofedorov

3 years ago

Deleted comment

z_alexey

3 years ago

Deleted comment

z_alexey

3 years ago

safarov

3 years ago

Deleted comment

z_alexey

3 years ago

Deleted comment

>Чудовищно низкая производительность.
>Но это во всех библиотеках страны.

А как можно эту информацию быстрее ввести? 30 книга за 8 часов, это 15 минут на книгу!
Ее нужно открыть, найти нужную информацию, вбить это все в нужные поля, присвоить номер, штамп и т.п. Было бы интересно посмотреть как вы неделю в таком ритме проработаете...

Deleted comment

z_alexey

3 years ago

kraevushka

3 years ago

z_alexey

3 years ago

Привет! Был два месяца назад, сдавал книги в библиотеку института)
Это так долго она пылилась у тебя или на заочном?

ccmakarov

3 years ago

Оказывается, как давно я не была в библиотеке - все там изменилось! Облегчили труд библиотекарей - это здорово! Моя тетя всю свою жизнь проработала в библиотеке, в то время все делалось вручную. Очень познавательная статья! Спасибо Леш!
А как остальные залы изменились. Я был приятно удивлен. Там фотографий еще на один пост, через недельку покажу.

tani_rt

3 years ago

aofedorov

3 years ago

tani_rt

3 years ago

Как интересно! Я в последний раз была в библиотеке...... году в 2003, наверное. И то в качестве... блин, как эти люди называются. Короче, у нас был "строительный отряд", помогающий переехать библиотеке в новое отремонтированное здание. Было очень здорово и интересно! сотрудники библиотеки просто потрясающие люди - приветливые, добрые и заботливые. Нас студентов в конце смены всегда ждал чай с вкусняшками :) Было приятно.
А, ну еще в 2006 году была, вот это точно последний раз, отмечала обходной лист :)
Дело в том, что у меня дома было всегда море книг, папа собрал отличную библиотеку. У меня никогда не было необходимости в средней школе ходить за какой-то литературой в библиотеку. Учебники мы покупали все сами. В начальной школе ходила регулярно, потому что всех первоклашек туда принудительно отправляли))))))
А в универе в библиотеке чаще не было нужных пособий/учебников, проще было купить.
Но все равно очень-очень интересный репортаж получился!
Спасибо! Сотрудники библиотек действительно потрясающие люди. С таким интересом они рассказывали про свои отделы!

alenka_fcdb

3 years ago

Было бы здорово оцифровать все книги и читать их с электронных ридеров.
Оцифровки идет, причем довольно интересно - покажу в следующем посте. Вот только читать их нельзя за пределами библиотек, причина - закон об авторских правах.

blog21

3 years ago

Спасибо, очень здорово!

Anonymous

May 27 2014, 12:31:13 UTC 3 years ago

Не против, если скопирую пост на другие ресурсы? Конечно же укажу источник)
Да, пожалуйста, только если это не сайт Прогорода и не 21регион.орг :)

Anonymous

May 27 2014, 15:53:06 UTC 3 years ago

Лично мне понравилось:) Скажите, а можно ли использовать Вашу съемку для презентации о библиотеке??? Все=таки, авторское право:)
Спасибо.
Для презентации о библиотеке можете фото можете свободно использовать (только копирайты не удаляйте, пожалуйста). И если будет ссылка в сети, то пришлите мне ее (так, чтобы знать).
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →